Як Церква може допомогти тим, хто боїться материнства?
Женщина, назвавшая себя Энн, сделала признание на интернет-форуме еще в 2009 году: «Я в депрессии. Я ненавижу то, что я снова буду матерью. Я не хочу больше сидеть дома!» Сообщение получило более 2 400 комментариев, многие из которых были добавлены совсем недавно, уже в этом году. Рейтинг записи такой высокий, что у нее множество просмотров и комментариев в течение почти десяти лет.
Французский автор Карина Майер повторила эти настроения в недавнем эссе для BBC Magazine. Материнство ее «истощило» и «обанкротило», – говорит Карина, и многие читатели с ней соглашаются. Они пишут в своих комментариях, что сожалеют о своем решении родить ребенка.
Такие истории не редкость, если учесть, что от нежелательной беременности рождается каждый третий ребенок и это число включает детей, рожденных в семьях христиан.
«Незапланированные беременности» происходят не только у матерей-одиночек и распутных женщин. Замужние женщины-христианки также могут оказаться беременными, прежде чем они почувствуют себя готовыми к этому и будут этому рады. Вместо этого они могут быть охвачены сожалением, страхом, разочарованием и печалью.
Ревекка Ханна, советник Центра библейского консультирования, указывает на необходимость воспитывать в церкви «культуру материнства».
Материнство должно позиционировать себя, как высокое и благородное призвание, что Джон Пайпер назвал одним из «центральных, основных, главных привилегий жизни женщины». Такая культура не продукт психологии, ибо материнство действительно является драгоценным Божьим даром. Это должно поддержать в преодолении житейских проблем женщин, которые хотят стать матерями, в процессе, когда они смогут понимать и принимать этот благой Божий дар.
Рассел Мур, президент Комиссии по этике религиозных свобод, часто говорит о внебрачных и незапланированных беременностях и призывает пастырей делать то же самое, чтобы церковь воспринималась местом, куда такие женщины могут идти без стыда и клейма. Но, когда речь идет о замужних женщинах в незапланированной беременности, Мур признает, что это не является типичным для обсуждения, и задается вопрос, должно ли этому быть место.
«Замужняя женщина не должна, узнав что беременна, воспринимать это как осложняющий фактор в ее жизни… Я думаю, что есть проблема ложного стыда, который занимает место, полагающееся для радости. Женщина может думать, что если она выйдет вперед и скажет: «Пожалуйста, молитесь за меня, потому что я очень подавлена тем, что я беременна», может чувствовать, что реакция церкви будет осуждающей». Мур говорит, что пасторы должны учить больше о том, как церковь должна реагировать на женщин в таком положении и обучать людей, чтобы, когда окажутся в положении, они были готовы.
Также мы должны признать, что участвуем в большой духовной битве. Чем больше окружающая культура рассказывает женщинам, что «изменение мира является более важным, чем смена подгузников», тем чаще Церковь должна противостоять этому, отстаивать ценность материнства в его способности со смирением и жертвенной любовью, влиять на родившихся детей – на новое поколение, в котором должен отображаться Христос.
Материнство часто требует от женщины отказаться, отложить или изменить карьеру и другие свои амбиции. И это может быть трудно без сострадательной поддержки в ее духовной борьбе. Призывая женщин к тому, чтобы честно принять потери, которые сопровождают материнство, неожиданное изменение ее характера, ее тела, ее мечтаний, ее сил, ее времени, и честно делиться ими с Богом и другими, также, нужно объяснить ей, что это не умаляет ценности ее призвания в служении матери.
Женщины могут быть огорчены материнством из-за осложняющих факторов в их жизни, таких как неблагоприятные отношения в браке или не уверенность в финансовых вопросах. И тут, сочувственно понять и принять женщину и предложить ей реальную поддержку, позволит церкви ее открытость и искренность.
Душепопечение, консультирование и другие ресурсы могут помочь, проходящим через стыд и другие последствия прошлого опыта женщинам обрести свободу и целостность во Христе.
Божья благодать учит нас быть благодарными даже за проблемы и тяготы материнства. Наша вера учит нас полагаться не на себя, а на Бога (2 Кор 1: 9.). Мы держимся за надежду, что та же самая сила, которая воскресила Христа из мертвых, работает во всех наших обстоятельствах, чтобы достичь нашей пользы и славы Божьей (Рим. 8:11, 28-30). Дети, которых мы боялись, оказываются благословениями данными от руки хорошего и мудрого Отца (Пс 127: 3.). Что, возможно, начиналось с неохотой и продолжалось с некоторой турбулентностью, может стать источником большой радости и роста.
Кендра Даль, писатель, жена и мама троих детей. Перевел и подготовил Дмитрий Фимушкин