Як підтримувати вогонь в служінні благовістя
Вся история церкви свидетельствует о том, что цена, которую необходимо платить истинным служителям Евангелия, чрезвычайно высока. К сожалению, во время свободы и независимости многие евангельские служители заменили тяжелый труд благовестия на популистскую рекламу благовестия. Комфорт, а не страдания, «евангелие процветания», а не евангелие креста, компромисс, а не верность истине – вот чем богат наш век. Может ли такой «евангелизм» пробуждать новые души к спасительной вере? Никак. Как следствие, «иное благовестие» (2 Кор. 11:4) приводит к духовной апатии, разделениям и резкому падению численности истинных церквей и верующих. Как решить данную проблему? Необходимо сделать серьезный анализ служения благовестия в настоящее время на основании живого и действенного Слова Божьего.
Бесспорно, одним из самых великих благовестников всех времен является апостол Павел. Этот ревностный, исполненный силой Святого Духа служитель успешно пронес весть Евангелия практически по всей Римской империи. За провозглашение великой Евангельской вести он претерпел множество испытаний (2 Кор. 11:23-28), однако сохранил верность Господу и великому делу благовестия.
Во 2 Послании к Тимофею, 2:1-13, апостол Павел, находясь в узах (2 Тим. 1:16) и страдая за евангельскую веру, дает ряд повелений Тимофею, которые касаются укрепления благодатью, воспитания последователей, подражания сильным образам и верности вверенному служению. Исполнение данных повелений является необходимым условием для поддержания «огня на жертвеннике» служения благовестия и в настоящее время.
Укрепляться благодатью
Первая глава Второго послания к Тимофею показывает нам особый, нелегкий период в жизни Тимофея. Молодой служитель переживал некоторые сомнения относительно своего служения, испытывал некую слабость и духовные колебания[1], поэтому нуждался в поддержке и ободрении со стороны апостола Павла. Вследствие такого состояния Тимофея Павел пишет ему несколько важных призывов, о которых мы читаем в первой главе послания. Во-первых, Павел, как мудрый и опытный служитель, призывает Тимофея «возгревать дар Божий», который пребывает в нем (1:6). Во-вторых, звучит призыв отвергнуть страх и помнить, что Дух Святой наполняет нас силой, любовью и целомудрием (1:7). В-третьих, Павел призывает Тимофея не стыдиться Господа Иисуса Христа и Его узника, но быть готовым страдать с «благовестием Христовым» (1:8). В-четвертых, Тимофей должен «держаться образца здравого учения», несмотря на отступничество некоторых асийских христиан (1:13-15).
Апостол Павел также пишет Тимофею: «Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2:1). Данный стих представляет собой обобщение предыдущих призывов и увещаний апостола Павла Тимофею.
Называя Тимофея своим сыном, Павел призывает его «укрепляться…в благодати Христом Иисусом» (2:1). Греческое слово укрепляться означает «усиливать, укреплять, делать более крепким, сильным» (Фил. 4:13; 1 Тим. 1:12; 2 Тим. 4:17).[2] В данном тексте оно означает «быть сильным» (Деян. 9:22; Рим. 4:20; Еф. 6:10)[3] и указывает на то, «что источник силы Тимофея находится не в нем самом, а в благодати Иисуса Христа».[4] Повеление укрепляться характеризует прогресс, который ожидается в этом укреплении, и причем этот прогресс не достигается внезапно. Как физически дети растут, и это является нормальным процессом, так и духовно необходимо расти, используя Божью благодать, дарованную во Христе (2:1).[5]
Предлог в, который стоит перед словом «благодати», лучше переводить не «в»[6], а, как отмечает Келли, «посредством чего-либо» или же «за счет силы».[7] Таким образом, Тимофей должен «посредством, при помощи» благодати быть сильным.[8] А это значит, что ему необходимо укрепляться не собственными силами (стиснуть зубы и держаться), а укрепляться внутренне, душой, опираясь на Господа, на благодать Христа Иисуса.[9] Именно благодать, которую получает христианин через Иисуса Христа, является источником спасения и дает нам силы выполнить свое предназначение.[10]
Воспитывать последователей
От повеления укрепляться посредством благодати апостол Павел переходит к определению служения Тимофея как учителя, воспитывающего последователей, «которые были бы способны и других научить» (2:2). Речь идет не просто о нескольких поколениях последователей, здесь сама идея учительства представлена как непрерывный процесс.[11] Дуэйн Лифтин отмечает: «Да станет это служение непрестанным, как бы «воспроизводящим себя» – ради угодного Богу распространения Благой вести об Иисусе Христе».[12]
Повеление учить и воспитывать последователей является неотъемлемой частью жизни Церкви. Каждый христианин ответственен за то, чтобы передать эстафету благовестия последующему поколению. Апостол Павел понимает, что скоро ему придется сойти с дистанции, поэтому он со всей преданностью учит Тимофея, как тот должен организовать свое служение, чтобы воспитать новых учителей, которые могли бы продолжить начатое дело.[13]
Процесс ученичества можно условно разделить на четыре этапа.[14] На первом этапе Иисус Христос явился Павлу и вручил ему Евангелие, которое Павел принял верой (1 Кор. 15:3). Как отмечет Джон Стотт, апостол потому и повторяет, что: «Евангелие создано не им или кем-то другим, оно вообще «не творение человека» и совершенно не в духе человеческих традиций (Гал. 1:11, 12)».[15]
Вторым этапом в процессе ученичества является передача истины из уст апостола Павла Тимофею. Тимофей слышал и принял Евангелие от Павла, учился от него в течение нескольких лет, когда путешествовал вместе с апостолом и служил с ним в Эфесе.[16] Кого подразумевает Павел, когда говорит о «многих свидетелях»? Дональд Гатри отмечает, что «Павел ссылается на тех свидетелей, которые могли подтвердить характер учения, преподанного им Тимофею».[17] По этому поводу Джон Стотт пишет:
Упоминание о «многих свидетелях» говорит о том, что апостольская вера не была секретом, доведенным лично Тимофею (как считают по отношению к себе гностики), а провозглашалась в присутствии множества свидетелей, которые слышали слова Павла и впоследствии могли бы заметить, что Тимофей стал уклоняться от учения апостола.[18]
На третьем этапе Павел призывает Тимофея передать учение верным людям. Слово, переведенное с греческого как передать, означает «доверять, вручать, делать вклад, доверять на хранение».[19] Оно стоит в повелительном наклонении и несет в себе идею неукоснительного сохранения и передачи другим какой-либо ценной вещи.[20] Люди, которым призван передать истину Тимофей, должны быть верными. Использованное здесь греческое слово означает «надежные люди».[21] Билл Халл так описывает надежного человека:
Когда я должен отдавать свое сокровище кому-то на хранение, я ищу надежного человека. Надежный означает «тот, на кого можно положиться, достойный доверия». На такого человека можно рассчитывать. Павел говорит о том, что для умножения необходима надежность, и не остается голословным. Он проявляет это для будущих поколений.[22]
В исследуемом контексте слово «верный» относится «не только к духовному характеру, но и к духовной одаренности».[23] Священное Писание не призывает каждого христианина быть учителем, но каждый одаренный служитель должен воспитывать других благочестивых служителей церкви.[24]
В задачу Тимофея входило найти таких людей, «которые были бы способны и других научить». Павел показывает Тимофею, что весьма надежным способом укрепления посредством благодати является передача истины в сердца последователей и сохранение истины в их памяти. Апостол призывает Тимофея быть учителем, и даже более того, производить учителей подобных себе.[25] Таким образом, как отмечает Джон Мак-Артур, «учиться самому и учить других – это непрерывный процесс духовного воспроизводства, который должен продолжаться до пришествия нашего Господа».[26]
Подражать сильным образам
На основании повеления укрепляться посредством благодати Иисуса Христа и призыва передавать истину через воспитание последователей Павел наглядно показывает Тимофею, что он должен проявить верность и стойкость в служении. Чтобы показать, что тот труд, который ожидает Тимофея, потребует не только напряженных усилий, но и повлечет за собой страдания[27], апостол использует яркие сравнения служителя с образом воина (2:3-4), спортсмена (2:5) и земледельца (2:6).
Образ воина
Первое сравнение, которое использует апостол Павел для описания того, каким должен быть служитель Иисуса Христа, – это образ воина (2:3-4). Рассмотрим три характеристики «доброго воина»: готовность переносить страдания, готовность оставить обыденные дела и готовность угодить военачальнику.
Быть готовым страдать – это отличительная особенность доброго воина Иисуса Христа. Говоря о страданиях, Павел не имеет в виду, что-то нереальное, незнакомое ему самому. В других своих посланиях апостол неоднократно использует военные образы (2 Кор. 10:3-5; Еф. 6:10-17). Греческий глагол, использованный в данном месте и переведенный как переносить, означает «подвергнуться такому же типу страдания, как и другие, войти в долю страдания, страдать вместе».[28] Из контекста видно, что Павел буквально призывает Тимофея страдать вместе с ним. Жизнь христианина – это нелегкая жизнь. За верность Евангелию его ожидают насмешки, непонимание и презрение.[29] Однако христианин должен быть готов встретиться с «враждебно настроенным миром и с преследованиями (2:9; 1:8; 3:11-12; 4:7)».[30]
Христианин, как воин Христа, должен также быть посвященным своей службе и «не связывать себя делами житейскими». Греческий глагол, переведенный как связывать, буквально означает «запутываться» и образно используется в значении «быть вовлеченным в что-либо»[31] или «становиться запутанным в гражданской деятельности».[32] Скорее всего, речь в данном отрывке идет не о том, что воину Иисуса Христа запрещено иметь отношение к какой-либо «мирской» деятельности, а имеется в виду, что чрезмерное увлечение «мирской» деятельностью может увлечь от выполнения главной задачи в служении Господу.[33]
Таким образом, апостол Павел не учит Тимофея, что он должен отказаться от выполнения ежедневных жизненных требований, но он не должен позволить, чтобы житейские дела отвлекли его от выполнения главной задачи – служения своему командиру.[34]
Отличительной чертой доброго воина Иисуса Христа должно быть желание «угодить военачальнику». Речь идет о том, что «воин-христианин должен был иметь одну цель и задачу – от всего сердца быть преданным своему Господу и стараться доставить Ему удовольствие».[35] Самая большая надежда христианина, который верно несет свое служение, – получить похвалу и награду от Господа (Матф. 25:21). Имея такую надежду, служитель Христа не может поступать, как человекоугодник, и больше заботиться о том, чтобы угодить друзьям, сослуживцам, соседям, окружающим людям, чем Господу. Отсюда можно сделать вывод, что, имея любовь к Господу, христианин призван «быть Ему угодным» (2 Кор. 5:9; 1 Фес. 2:4).[36]
Образ спортсмена
Сравнив служителя Иисуса Христа с добрым воином, апостол Павел переходит к образу спортсмена или атлета.[37] Греческий глагол, переведенный на русский язык как подвизаться, указывает не просто на участие спортсмена в соревнованиях, но несет в себе значение «борьбы» [38], «состязания», «соперничества» и «конкуренции»[39]. Главная идея заключается в том, что спортсмену необходимо большое напряжение сил, страстное желание и решимость, чтобы одержать победу в соревнованиях.[40]
Более того, каждый вид спорта имел свои правила, которые были обязательны не только для участия в соревнованиях, но и для проведения тренировок. Что же имел в виду Павел, когда говорил о «незаконном подвизании»? В данном тексте речь идет прежде всего о тех обязанностях, которые должен выполнять участник общественных игр при подготовке к соревнованиям. Примером может служить подготовка к проведению Олимпийских игр в древности. Каждый участник Олимпийских игр должен был совершить присягу перед статуей Зевса в том, что он в течение 10 месяцев будет тщательно готовиться к соревнованиям и участвовать в соревнованиях будет согласно правилам определенного вида спорта.[41] Джон Стотт обращает внимание на то, что «вопреки так называемой «новой морали», в соответствии которой категория закона и правил упразднена Христом, христианин обязан жить «по правилам», повиноваться нравственным законам Христа».[42]
Тяжелый труд спортсмена и все его тренировки направлены на получение награды. Такой наградой для спортсмена в древности обычно был лавровый венец. Для достижения духовной победы и получения славного нетленного венца христианин должен прилагать серьезные усилия в порабощении своих страстей и похотей (1 Кор. 9:24-27). Ведь наступит день, когда Господь вручит нетленные венцы тем, которые проявили старание и усердие в духовной борьбе и вышли победителями (2 Тим. 4:7, 8; 1 Пет. 5:4; Иак. 1:12). Таким образом, чтобы выйти победителем и быть «увенчанным», необходимо умение контролировать себя, терпение и твердость.
Образ земледельца
Показав христианина в образе доброго воина и спортсмена, Павел использует следующую метафору – образ «трудящегося земледельца». Причастие, переведенное с греческого как трудящийся, означает «работать очень интенсивно, до усталости; становиться утомленным».[43] Буквально перед нами предстает образ земледельца, который «работает до изнеможения».[44] Трудолюбивый земледелец представляет полную противоположность ленивцу, изображенному в Книге Притчей (20:4; 24:30-31). Свой нелегкий труд земледелец начинает чуть свет и трудится допоздна, при этом он постоянно подвержен дождю и засухе, холоду и зною; вспахивать приходиться как мягкую, так и твердую почву, и трудиться нужно независимо от настроения или от случая к случаю.[45] Земледелец должен вести постоянную борьбу с сорняками, вредителями урожая и всевозможными болезнями растений. Более того, труд земледельца обычно однообразный, и, как отмечает Моул, его жизнь «полностью лишена ярких событий и того очарования».[46]
Ради чего же трудится земледелец и терпит столько трудностей в своей жизни? Павел подчеркивает, что главной целью труда земледельца является получение драгоценного урожая и «право вкушать от плодов труда своего».[47] Получение награды за труд указывает на две стороны: временную и вечную. Во-первых, временная награда проявляется в том, что, выполняя свой духовный труд, служитель уже здесь, на земле, будет вознагражден. Будут видны плоды веры и Христовой благодати[48] через выполнение духовных задач, поставленных Господом (Иак. 1:25). Кроме того, Господь даст возможность увидеть в жизни других людей (Рим. 1:13; Фил. 1:23, 24) начало великолепных Божьих плодов (Лук. 15:10; Иак. 5:19-20; Гал. 5:22, 23).[49]
Во-вторых, кроме временной награды, есть вечная награда, которую верующие ожидают получить на судилище Христовом. Когда верующие предстанут пред судилищем Христовым, то «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (1 Кор. 3:13-14).[50] Таким образом, Павел убеждает Тимофея быть подобным земледельцу и не жить праздной жизнью, но упорно трудиться (Кол. 1:28-29), живя заветной целью – получить награду от Господа за верный и ревностный труд (1 Кор. 3:5-8).[51]
Показав на образах воина, спортсмена и земледельца, какими качествами должен обладать служитель, Павел дает повеление Тимофею обдумать уроки, которые он ему преподал, и размышлять над истинами, которые являются жизненно важными для каждого служителя. Слово «разумей» стоит в повелительном наклонении и означает «внимательно обдумывать, размышлять, рассматривать». Это указывает на то, что Тимофей должен хорошо обдумать и усвоить все то, что говорил ему Павел (ср. Матф. 11:29; 13:51; 1 Кор. 10:15). Тимофею не нужно бояться, что такая умственная деятельность будет бесплодной. Все те вопросы, в понимании которых нуждался Тимофей, будут разрешаться, если он будет применять евангельские истины прежде всего к себе.[52]
Павел, призвав Тимофея обдумать все то, что он ему говорил, также выражает Тимофею пожелание: «Да даст тебе Господь разумение во всем». Все то, чему учил Павел Тимофея, является заповедями Господними. Поэтому, с одной стороны, невозможно понять учение Господа, если Он Сам его не откроет, с другой стороны, на служителе лежит ответственность «сочетать умственные усилия и молитвы»,[53] изучая и применяя Слово Божье в жизни.
Быть верным
Основанием для того, чтобы Тимофей проявлял выносливость и эффективность в служении, ему должны были послужить пример служения Христа, личные страдания Павла и, наконец, верность и терпение других христиан (2:8-13).
Апостол Павел, ободряя молодого служителя Тимофея быть готовым переносить тяжелый труд и страдания на ниве Божьей, обращается к примеру Господа Иисуса Христа.[54] Именно Христос – образец страданий, за которыми последовала слава.[55] В предыдущих стихах Павел использовал повеления: «укрепляйся» (2:1), «передай» (2:2) и «разумей» (2:7). Теперь же апостол призывает Тимофея словами «помни Господа Иисуса Христа». Глагол помни означает «держать в памяти, вспоминать, иметь в виду» (Матф. 16:9; 1 Фес. 2:9). Джон Мак-Артур так описывает, то, что необходимо помнить христианину о Господе:
Мы должны помнить, что путь Иисуса к славе был отмечен болью ради чувства удовлетворения, скорбью – ради радости, унижениями – ради прославления, гонениями – ради вознесения, смертью – ради воскресения, земной ненавистью – ради небесного служения.[56]
Христа необходимо помнить потому, что Он является единственным, Кто, будучи от семени Давидова, воскрес из мертвых. Эти слова говорят о человеческой и божественной природе Иисуса Христа и о выполненной Им цели – спасении грешника. Человеческая природа Иисуса Христа, открывшаяся в семени Давида показывает, во-первых, что Христос в Своем
земном существовании происходит от Давида, во-вторых, Он выполняет двойную роль – Спасителя и Царя (Лук. 1:32-33), Который, прошел через унижения, а теперь в славе царствует на престоле Давида.[57]
Божественная природа Христа, воскресшего из мертвых, открылась в силе и славе Его воскресения (1 Кор. 15:3-4), о чем свидетельствует Писание. Но Павел не просто призывает помнить о факте воскресения Христа из мертвых, он призывает Тимофея постоянно держать в памяти то, что Христос есть живой и воскресший Господь, дающий жизнь верующим в Него.[58] Именно воскресением Бог подтвердил совершенство искупительной жертвы Христа (Рим. 1:4).[59] Таким образом, проходя через искушения и страдания, христианин не должен бояться, потому Господь «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Потому в любых скорбях и испытаниях, даже под угрозой смерти, христианин может воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение» (Фил. 1:21).[60]
Поставив в пример Иисуса Христа, Павел свидетельствует также и о своих страданиях за Евангелие. Греческое существительное, переведенное как «узы», означает «заключать в тюрьму, лишать свободы» (Фил. 1:7, 13; Фил. 10, 13). Считается, что во время написания Второго послания к Тимофею, Павел находился в Мамертинской тюрьме, где условия для заключенных были особенно тяжелые.[61] Апостол вынужден был терпеть мучения, как самый настоящий злодей (2:9).
Павел не был преступником, действительной причиной его страданий было Евангелие. Поэтому он не жалуется на свое несправедливое заключение, но наоборот, учит Тимофея: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога» (2 Тим. 1:8).[62] Для Павла страдания во имя Господа – это мощная, действенная сила Евангелия, которую он провозглашает, утверждая, что «для слова Божия нет уз» (2:9).[63] Генри Мэтью относительно данного утверждения пишет:
Преследующие власти могут заставить замолчать служителя и связать его, но они не могут помешать действию слова Божьего на сердце и совесть человека; это слово не может быть связано человеческими усилиями.[64]
Именно торжество Евангелия побуждало Павла закончить такими мужественными словами: «Посему я все терплю ради избранных» (2:10). Хотя Павел находится в темнице, он не впадает в отчаяние, победа написана на его знамени.[65] Ради выполнения вечных планов Бога апостол готов был претерпеть любые страдания и трудности. Таким образом, искренняя вера и водительство Божье побуждали Павла не к отчаянию и бездействию, а к активному и жертвенному служению[66] не только ради своего спасения (2 Тим. 1:12), но и ради спасения других.
Показав пример служения Христа и объяснив цель своих собственных страданий, Павел призывает Тимофея быть верным истине и с терпением переносить страдания. Апостол использует фразу «верно слово» (2:11) [67], которая пять раз встречается в пасторских Посланиях. Очевидно, данная фраза использовалась в ранней церкви, чтобы утвердить общеизвестную и общепринятую истину, не требующую особых доказательств.[68] Текст отрывка 2 Тим. 2:11-13 можно разделить на четыре двустишия. В первых двух двустишиях речь идет о тех, кто остается верным истине и терпеливо переносит страдания; во вторых двух говорится о тех, кто отрекается от Господа и проявляет неверность.[69]
«Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2:11-12). Здесь говорится о том, что, с одной стороны, ценой смерти Христа верующие умерли для греха и посредством водного крещения засвидетельствовали о своем отождествлении с Ним.[70] С другой стороны, последовав за Христом, мы умерли для этого мира, для его удовольствий, выгод и славы.[71] Слова «с Ним умерли» и «терпим» стоят рядом, это указывает на то, что «путь к жизни проходит через смерть, а путь к славе – через страдания (Рим. 8:17; 2 Кор. 4:17)».[72]
«… Если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2:12б-13). Данная фраза очень созвучна со словами Иисуса Христа: «А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим Небесным» (Матф. 10:33). Из уст Христа и апостола Павла звучат очень серьезные предупреждения, показывающие реальность отступничества (1 Тим. 4:1; Евр. 10:38-39; 2 Иоан. 9). Сама логика этого текста и параллели «если отречемся» и «если мы неверны» в первой части должны сохранять смысловую ценность и во второй части: «Он отречется от нас» и «Он пребывает верен».[73] Бог верен Своим угрозам, равносильно как и Своим обещаниям. Если мы проявляем верность Христу, то и Он будет верен нам, но если мы окажемся неверными из-за страха, стыда или каких-то временных преимуществ, то и Он отречется от нас, так как Бог будет верен Своим угрозам: Он не может отречься от Себя и от Своего слова.[74]
Да благословит нас Господь жертвенно стоять за евангельскую веру.
Андрей ГРЕНОК, магистр богословия, проректор ИБС
[1] Джон Ф. Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета. 2-е Послание к Тимофею, пер. О. Рубель (Минск: Славянское Евангельское Общество, 2004), 47.
[2]F. Wilbur Gingrich, Frederick W. Danker, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature: a Translation and Adaptation of Walter Bauer’s Griechisch-deutsches Wörterbuch zu den Schriften des Neuen Testaments und der übrigen urchristlichen Literatur (Chicago and London: University of Chicago Press, 1983), Electronic text (version 7.0.012g), Bible Works, LLS.
[3]Там же.
[4]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 48.
[5]Kent, 258.
[6] В русском Синодальном тексте используется предлог «в». Однако, более глубокое исследование греческого текста и дополнительных комментариев позволяют сделать некоторые коррективы.
[7]J. N. D. Kelly, A Commentary on the Pastoral Epistles (Grand Rapids: Baker Book House, 1986), 172.
[8]Н. П. Розанов, «Пасторские послания Ап. Павла», в Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (Петербург: Издание преемников А. П. Лопухина, 1904-1913; репринт, Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987), 11:410.
[9]Джон Р. У. Стотт, Второе послание к Тимофею (С.-Петербург: Мирт, 2000), 43.
[10]Там же, 44.
[11]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 48.
[12]А. Дуэйн Лифтин, «Второе Послание к Тимофею апостола Павла», Толкование новозаветных Посланий и книги Откровения, ред. П. Харчлаа, пер. И. Череватой (Ашфорд: Славянское Миссионерское Издательство, 1992), 464.
[13]Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан. Новый Завет (Bielefeld: Christlche Literatur-Verbreitung, 2000), 1269.
[14]Макдональд, 1269; Стотт, 43-46; Джон Карбонно, Руководство и ученичество (Ирпень: ИБС, 2007), 15.
[15]Стотт, 44.
[16]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 50.
[17]Donald Guthrie, «Пасторские Послания», в Новый Библейский комментарий, 3 части, ред. Дональд Карсон и др., перевод с англ. А. А. Баева и др., (С.-Петербург: Издательство «Мирт», 2000), 3:642.
[18]Стотт, 44-45.
[19]Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Роджерс III, Новый Лингвистический и Экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2001), 772.
[20]Thayer, Joseph Henry, A Greek-English Lexicon of the New Testament. New York, Cincinnati, Chicago: American Book Company, 1889. Electronic text (version 7.0.012g), Bible Works, LLS.
[21]Walter Bauer, Frederick W. Danker, William F. Arndt, and F. Wilburg Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and other Earle Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 3rd ed., 2000), 820 (Далее BDAG).
[22]Билл Халл, Пастор, воспитывающий учеников (Санкт-Петербург: Издательство «Шандал», 2006), 134.
[23]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 51.
[24]Там же, 51.
[25]Wiliam Hendrikseen, Simon J. Kistemaker, New Testament Commentary, Exposition of Thessalonians, the Pastorals, and Hedrews (Grand Rapids: Baker Books House, 1996), 246.
[26]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 52.
[27]Стотт, 46.
[28]Johannes P. Louw, and Eugene A. Nida, Greek-English Lexicon of the New Testament Based on Semantic Domains, 2 vols, (New York: United Bible Societies, 1988), Electronic text (version 7.0.012g), Bible Works, LLS.
[29]Стотт, 47.
[30]Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура (Г.н.: Славянское Евангельское Общество, 2004), 1929.
[31]Barbara Friberg and Timothy Friberg, Analytical Lexicon to the Greek New Testament (Grand Rapids: Baker, 1981; electronic text [version 7.0.012g], Bible Works, LLS).
[32]BDAG, 324.
[33]Стотт, 48.
[34]George W. Knight III, The Pastoral Epistles. A Commentary on the Greek Text (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1992), 393.
[35]Клеон Л. Роджерс, 773.
[36]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 54.
[37]В русском синодальном тексте Библии слово «спортсмен» или «атлет» отсутствует. Однако в греческом тексте Нового Завета (Nestle-Aland, Novum Testamentum Graece (Stuttgart, Deutsch Bibelgeselschaft, 2001), 552) слово, переведенное на русский язык как «подвизаться», происходит от греческого глагола, который означает «участвовать в соревновании»).
[38]Thayer.
[39]Louw-Nida.
[40]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 56.
[41]Kelly, 175-76; Лифтин, 464.
[42]Стотт, 50.
[43]Barclay M. Newman, Jr., A Concise Greek-English Dictionary of the New Testamen, (London: United Bible Societies, 1971; electronic text [version 7.0.012g], Bible Works, LLS).
[44]Клеон Л. Роджерс, 773.
[45]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 58.
[46]Моул, цитируется по Стотту, 51.
[47]Д. Н. Дарби, Синопсис книг Библии (Dillenburg: GBV, Н.д.), 5:144.
[48]Kent, 262.
[49]Hendrikseen, 249.
[50]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 58.
[51]Мак-Артур, Учебная Библия, 1930.
[52]Hendrikseen, 249.
[53]Стотт, 55.
[54]Обращение к примерам было одним из главных приемов в древних нравственных увещаниях, сентенциях. Павел здесь приводит в пример Иисуса, Который много испытал и получил вечную славу (Крейг Кинер, Библейский культурно-исторический комментарий, часть 2, пер. Платуновой А. П., общ. ред. Ороховатской Р. З. (С.-Петербург: Мирт, 2005), 535).
[55]Макдональд, 1270.
[56]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 65.
[57]Стотт, 56-57.
[58]Lock, 95.
[59]Мак-Артур, Учебная Библия, 1930.
[60]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 67.
[61]Брюс Алворд, Пастырские Послания (Ирпень: ИБС, 2003), 9; Виктор Василенко, Пастырские Послания (Ирпень: ИБС, 2007), 17.
[62]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 68.
[63]Стотт, 58.
[64]Мэтью Генри, Толкование на книги Нового Завета, 6 томов (Gouda, Hol.: Dutch Reformed Tract Society, 1999), 6:203.
[65]Hendrikseen, 252.
[66]Уэйн Грудем, Систематическое Богословие (Санкт-Петербург: «Мирт», 2004), 374.
[67]Многие комментаторы считают, что отрывок 2 Тим. 2:11-13 является текстом широко распространенного раннего христианского гимна, которым, возможно, сопровождалось крещение (Стотт, 58; Лифтин, 465; Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 72; Розанов, 11:411; Kelly, 179; Hendrikseen, 254).
[68]Мак-Артур, 2-е Послание к Тимофею, 72.
[69]Стотт, 58.
[70]Kelly, 179.
[71]Генри, 6:204.
[72]Стотт, 58-59.
[73]Стотт, 60.
[74]Генри, 6:204.