«Спасение спасенных» – старая «кость» современному поколению христиан
В конце 20-го века Бог совершил чудо, ответил на молитвы Церкви по всему миру, и Советская империя распалась, ушла в прошлое! «Железный занавес» пал, и на наши земли пришла долгожданная свобода.
За последние 30 лет Церковь в Украине получила от Господа чрезвычайные возможности для служения. Образованы тысячи новых церквей. Положено начало новым христианским школам, колледжам, институтам и семинариям. Тысячи студентов закончили обучение и усердно служат в поместных церквях. Миссионерские организации в партнерстве с церквями развивают внутреннюю и внешнюю миссию. За это время в церкви вошло новое поколение христиан. Сегодня «поколение свободы» пишет новую страницу истории Церкви Христа на постсоветском пространстве.
Мы уже привыкли к свободе, воспринимая ее как должное, получая от Господа всё новые возможности для распространения Его Царства в нашей стране и мире.
Но свобода приносит и новые вызовы, и последователи Христа призваны вовремя на них реагировать и достойно их преодолевать.
В последнее время между служителями обострились богословские дискуссии, которые порождают напряжение и, собственно, отводят христиан от их главной миссии в служении. Дискуссия идет между сторонниками различных богословских школ по «спасению спасенных».
В данный момент это указывает на неутешительную тенденцию – сосредоточение христиан на себе вместо того, чтобы в силе Духа Святого провозглашать миру Евангелие, жить посвященной жизнью ради других, следуя примеру Христа.
Времена меняются, и, к сожалению, иногда меняются акценты спасенных.
Вместо донесения Евангелия людям, спасенные ведут между собой острый диалог о собственном спасении.
Дьявол предложил старую «кость» новому поколению христиан.
Сегодня ничего нового не происходит. За последние 500 лет истории христианства этот вопрос еще никому не удавалось решить. Но разность во взглядах и желание доказать свое порождают новые-старые споры.
«Может ли грешник желать спасения, если он духовно мертв?», «За всех ли умер Христос или только за избранных?», «Возможно ли спасенному потерять спасение?» – эти и десятки других вопросов сегодня в повестке дня…
Споры определяют линию противостояния, после чего дьявол ведет к разделению.
Горечь, подозрения и непримиримость становятся той ядовитой атмосферой, в которой люди, уже на расстоянии, продолжают «отстаивать истину» с глубоким убеждением, что они этим служат Церкви Христа. Гордость за успехи в продвижении собственных убеждений не позволяет видеть слезы пасторов и христиан, которые не понимают, почему отдельные служители настолько «спаслись», что не принимают друг друга?
Но те, кто увлечен таким «служением», часто не замечают, что Бог Свою работу совершает уже посредством других.
Известно, что подобные споры возникают и ведут к противостоянию именно во времена свободы, когда христиане всё больше подвергаются «жизни по плоти». Заинтересованность в таких дебатах порождается далеко не интересами Духа Святого в нас, а скорее ненадлежащим состоянием верующих. Во времена потери духовной высоты христиане уязвимы и открыты к дьявольскому искушению. «Ангел света» (2 Кор. 11:14), кажется, предлагает серьезные темы для обсуждения, а на самом деле сеет зёрна разделений среди святых.
В ранний период христианства и в более поздние времена преследований Церковь не знала подобного. Даже если и существовали различные точки зрения, дискуссия в Церкви отнюдь не была в числе самих важных.
В первом веке апостолы, а позже их ученики, вполне были преданы учению Иисуса Христа. Они различали главное и второстепенное, знали, что важно для Церкви, а в чем можно допускать и различия.
Христиане, которые сегодня теряют библейский фокус, начинают утверждать отдельные богословские системы как единственно верные, выдавая их за «абсолютный авторитет Слова». В основном подкованные в одной богословской школе, они готовы стать поборниками отдельной богословской традиции, часто игнорируя то, что говорит Библия: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем… Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор.13: 9,12).
Сегодня «библейскость» больше идентифицируется как принадлежность к отдельной теологической системе, семинарии или к учителю богословия и не расценивается прежде всего как смиренное понимание и точное исполнение евангельского учения Христа и апостолов. Библия говорит, что мы «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2: 20-22). Христианское образование играет важную роль в духовном формировании христианина. Однако оно не должно заменить близкие и реальные отношения с Иисусом Христом.
Дьявольское искушение состоит в том, что христоцентричность, как главная евангельская ценность, заменяется на систему богословских штампов, которые поместили в отдельные «пакеты» для распространения и убеждения необразованных.
В попытке доказать свою «правду», подчеркнуть «библейскую позицию» люди и не замечают, как наносят раны Телу Христову. Часто это происходит искренне и ревностно. В борьбе ученики превосходят своих учителей. Возводят новые баррикады, унижают служителей, сеют разделения в церквях и между церквями, пренебрегая Словом Божьим и уроками прошлого.
Огульная критика, поверхностность, личные амбиции, нереализованные желания в переплетении с ограниченными богословскими убеждениями создают атмосферу «войны в тылу». Война начинается, но не там, где нужно.
Достаточно сделать краткий исторический экскурс и можно понять, что такие крайности всегда приводили к тому, что маятник истории качался то влево, то вправо, выбрасывая на обочину «не наших».
Возрастая в Божьей благодати, христиане понимают опасность такого противостояния в тылах. Они больше ориентированы на провозглашение грешникам истины, на служение новообращенным и взращивание учеников Христа. Их миссия – достижение неспасенных в мире, который любит Бог.
Дух Святой направляет нас в росте, в познании Слова, личном освящении и ведет к посвященному служению людям.
Именно верность стратегическим задачам, которые Христос определил для Своих последователей, свидетельствует о зрелости спасенных, их духовной высоте и точном понимании Священного Писания.
Апостолы подтвердили своим служением этот приоритет: «Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим. 1:5).
Сегодня «мечи» спасенных должны быть направлены в погибающий мир, а не друг на друга. Мы ведем духовную битву ради спасения неспасенных, а не устраиваем междоусобные бои в лагере спасенных.
Прозелитизм в этом вопросе приводит к разделениям, гордости, самоутверждению и создает атмосферу нетерпимости в кругу христиан. Это – дьявольская сеть, которую он незаметно расстилает под ногами служителей.
Методы дьявола ведут к тому, что можно свою собственную систему убеждений принять как признак «преданности Слову и верности истине». Лукавый знает, как атаковать тех, кто изучает и передает Божье Слово. Искушение гордостью является серьезной опасностью, особенно для служителей. Однако «ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:3-5).
Энергия, обращенная на противостояние, должна быть направлена в правильное русло служения. Христианин, исследуя Писание или закончив определенный курс в семинарии, призван проявлять любовь к братьям и сестрам. В смирении перед Богом стоит признавать: мы не всё знаем, и не всё точно открыто нам из того, что исследуем в Священном Писании. Мы соглашаемся, что в разделе сотериологии Слово Божие содержит вопросы, на которые нам трудно найти исчерпывающие ответы. Поэтому зрелый последователь Христа преклоняет пред Ним голову и сердце, потому что «сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).
Бог через Священное Писание открыл людям всё необходимое и в достаточной мере, чтобы человек уверовал и приобрел спасение Его благодатью. Евангелие, как необходимое Божье откровение, звучит доступно и понятно и для грешника, и для святого.
Безусловно, существует целая палитра ересей, древних и современных лжеучений, о которых предупреждал нас Христос и апостолы (Мф. 24:4-5,11; 2 Тим. 4:3-4). Мы призваны различать всякое отклонение от истины.
Во времена свободы важно проявлять бдительность, духовную зрелость и стоять «в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил. 1:27).
Вызовы сегодняшнего дня достаточно серьезные, и поэтому дьявол бросает свою «кость» спасенным, чтобы вести споры о спасении. В то же время мы всё больше ощущаем, как на христиан влияют различные богословские либеральные взгляды, на что стоит обращать внимание. Среди прочего Библия цинично подвергается критике, и это происходит даже в христианских кругах.
Современные формы атеизма становятся довольно популярными. Интеллект, наука противопоставляются Божьему Слову и, кажется, берут верх над библейскими откровениями. И здесь стоит говорить в один голос и бить тревогу.
Институт семьи, как фундаментальное и незыблемое Божье установление, также подвергается ревизии. Людям предлагают другие идеологии, являющиеся с точки зрения Священного Писания греховными и разрушительными. Общество идет по пути духовной деградации, принимая такие прогрессивные «демократические ценности». А последователи Христа сосредоточились на проблеме – «кто из нас больше спасен?»
Тем, кто ведет споры в лагере спасенных, пора понять, что сатанинские учения набирают обороты, и для христиан существует угроза уклониться в современный либерализм и размыть границы библейских оснований.
Вот здесь следует проявлять нашу библейскость и ревность. Это будет определять наше реальное влияние на жизнь страны, общества и отдельного человека, нуждающегося в Боге и Его спасении.
Спасенные получили важное поручение от Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16). Это главная задача и наше практическое служение людям до дня Его прихода за нами.
Божье спасение не эгоистично по своей природе. Получая по благодати прощение и вечную жизнь, мы не фокусируемся исключительно на себе. Возрожденные, оправданные, усыновленные, освященные и одаренные Им, мы верим Слову и провозглашаем Слово каждому, ибо Господь хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Главное евангельское послание довольно понятно: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:16-18).
Спасенные указывают людям дорогу к спасению через Иисуса Христа и одновременно предупреждают грешника о наказании. В этом сущность и содержание служения Церкви Христа на земле.
Наши богословские размышления, исследования Библии и приобретенные богословские степени не должны нивелировать работу Бога в мире, искажать Его природу и характер.
Правильное богословие помогает рядовому христианину лучше понять библейскую истину. Оно помогает сосредоточиться на Слове и точно передать людям волю Божью. Таким образом, лучше понимая Писание, подчиняясь Его авторитету, христиане не делят спасенных на «касты», не берут на себя роль Бога.
Радуйтесь, спасенные во Христе, «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18), провозглашайте Евангелие благодати. Но помните о своей ограниченности и смиренно признайте, что Бог будет решать вечную участь человека, и этот вопрос находится исключительно в его компетенции.
В. Антонюк