Достаточность Писания в консультировании
Для многих пасторов сегодня актуален вопрос: является ли Библия достаточной в вопросах попечения о человеческой душе? На чем строить консультирование: на методах практической психологии, которые так широко культивируются во многих христианских изданиях, или на Книге книг? Библия продолжает быть актуальной и способна ответить на все моральные вопросы человечества. Не всегда это будет конкретный ответ на конкретный вопрос, но главное – Писание предлагает важные, вневременные принципы. Секрет такого успеха Библии в ее Авторе, Который совершенно знает сердце и мысли человеческие.
Если брать во внимание один лишь тот факт, что христианская церковь обходилась без практической психологии на протяжении девятнадцати столетий, то это заставляет задуматься. Кроме того, важны признания самих психологов. Немногие из них, но честные, признают факт бесполезности психологии. В одном из светских журналов с громким названием «Дьявольское наступление: психиатрия против религии», изданном Гражданской комиссией по правам человека, на первых страницах давались важные замечания для читателя. Вон одно из них:
«Крупнейшие психиатрические учреждения, такие как Всемирная психиатрическая ассоциация и Национальный институт психиатрического здоровья США признают, что психологи не знают причин психических расстройств, не умеют избавлять от них своих пациентов, а также не знают, как конкретно воздействуют на пациентов методы психологического «лечения». Все, что у них есть, – это не подтвержденные научно теории и противоречивые мнения о диагнозах и методиках лечения».[1]
Чуть дальше слова идут слова президента этой ассоциации Джен Истгейт. Вот что она пишет: «Такие понятия, как «хорошее и дурное поведение», «правильные и неправильные поступки» и «личная ответственность», за последние несколько десятилетий были разнесены в пух и прах, так что у людей осталось очень немного критериев для оценки нравственности своего поведения, если они остались вообще».[2]
Удивительно, что этот журнал, хотя и не христианский, бьет тревогу по поводу психологических методов «лечения», утверждая, что они не только не эффективны, но даже вредны, поскольку основываются на догадках, а не на достоверных фактах. Пациенты – это подопытные кролики, которые выкладывают огромные деньги, и все безрезультатно.
У христиан есть «чистый источник» знания о человеке, его природе и поведении – это Библия. Что же в действительности Слово Божье утверждает о природе человека и его поведении?
Во-первых, Библия очень ясно учит тому, что, помимо тела, каждый человек обладает нематериальной составляющей (Быт. 2:7; Екл. 12:7; Матф. 10:28; 1 Кор. 5:3; 7:34; 2 Кор. 4:16; 5:1-10; 7:1; Иак. 2:26; 3 Иоан. 2). Поскольку человек – это Божье творение, он не автономен, а полностью зависит от своего Творца. Человек отличается от прочего творения, и это различие в том, что только человек носит в себе образ Божий, который выражается в его личностных характеристиках и способностях. И хотя грехопадение радикальным образом повлияло на природу человека, он не перестал быть личностью. Даже после грехопадения он сохраняет в себе образ Божий (Быт. 5:1, 3; 9:6; 1 Кор. 11:7; Иак. 3:9). Поскольку Господь наделил Свое творение разумом, волей и чувствами, – что и определяет личность, – следовательно, каждый индивидуум направляется своим «сердцем» (сохраняя библейскую терминологию), а значит, именно на этом уровне должны происходить изменения, а не посредством воздействия на тело, внешнюю сторону, то есть поведение, как утверждают бихевиористы.[3]
Во-вторых, согласно учению Фрейда, корнем всех проблем человека является его окружение или неверная социализация, но никак не его греховная природа. [4] Но Писание учит, что чувство вины у человека вызывается работой Святого Духа через Писание и совесть (Иоан. 16:7-11; Рим. 2:15; 2 Тим. 3:16). «Греческий термин συνειδήσεως [5] (suneidesis), имеющий значение «совесть», указывает на внутреннюю способность каждого без исключения человека определять, что правильно, а что нет. [6] Другими словами, совесть указывает на то, насколько те или иные поступки соответствуют Библейским нравственным нормам, которые установлены в церкви или обществе. Функция совести заключается в том, чтобы «быть свидетелем» (Рим. 2:15)». Совесть вселяет в человека чувство определенной морали, стыда за сделанный грех, что, в свою очередь, служит для поддержания определенного канона жизни любого человеческого общества. [7] Лишая человека так называемого «ненужного» чувства вины, «специалисты» вмешиваются в Богом созданную природу личности, и более того, человечество обрекает себя на произвол и полную анархию. Библия указывает, что без Божьей помощи человек не может помочь себе, потому что он «мертв по грехам и преступлениям» (Еф. 2:8).
Суть проблемы современного христианства заключается в том, что «христианские» психологи сумели убедить пасторов в том, что служители Слова не имеют должной квалификации, чтобы заниматься консультированием людей и оказывать духовную помощь и наставничество. Безусловно, Библия не нуждается в защите, поскольку была, есть и будет оставаться Священным Писанием, достаточным для решения духовных нужд любого человека (2 Тим. 3:16-17). Сегодня, как и во все века, можно заявить с полной уверенностью: Библия – это единственная книга, которая способна помочь людям решить их духовные проблемы.
Один из верных служителей Слова Мартин Ллойд-Джонс написал: «Люди нуждаются не в психологической, а в духовной помощи». [8] Он посвятил свою жизнь верному проповедованию Слова и душепопечительству. Единственное, чего добилась психология, так это то, что сделала Библию «второсортной» книгой, а пасторов – пережитками, неспособными оказать реальную помощь людям в их духовных нуждах.
Эд Белкли, автор книги «Почему христиане не могут доверять психологии», задает читателям справедливый вопрос: «Что делали люди до появления психологии? Как со своими трудностями справлялись Авраам, Давид, Даниил, Павел и другие святые?» [9] Неужели современное человечество с появлением современной психологии научилось лучше справляться с кризисом души? Неужели люди узнали что-то новое о своем поведении, о чем не было написано в Библии?
Нет, к сожалению, результат налицо. Несмотря на то, что количество «профессиональных» психологов и клиник увеличивается, проблем не уменьшается, а общество не становится лучше. Даже наоборот, есть свидетельства того, что психология наносит реальный вред. [10]Преступность продолжает расти, а браки продолжают распадаться. Итак, очевидно, что только при помощи Писания и Святого Духа есть возможность разрешить проблемы человеческой души. Только Бог знает душу, и только Он может ее изменить.
Писание предлагает нам массу отрывков, где превозносится важность и актуальность Библии для всякого времени и случая в жизни христианина. Поскольку до появления психологии проблемами души занимались вначале апостолы, а после пастыри и духовно зрелые верующие, руководством для этой заботы всегда служила Книга Божья.
Всякий, кто желает угодить Богу, служит Ему как верный глашатай Писания. Речь не идет о каких-то манипуляциях или психологических методах, а только о Библии. Если бы что-то еще было важно, Дух Святой обязательно записал бы это для последующих поколений. Однако до возникновения психологии верные глашатаи Слова прекрасно выполняли роль душепопечителей, призывая к покаянию в грехах при помощи Писания. В трудных жизненных обстоятельствах Писание всегда оказывало огромную эмоциональную и духовную помощь как надежный советник и утешитель.
Неслучайно самая длинная глава Библии превозносит Слово Божье, его достаточность и актуальность для богоугодной и счастливой жизни. Рассматривая Псалом 118, можно увидеть различные переживания автора, и во всех обстоятельствах Божье Слово – это отрада для его жизни (Пс. 118:24, 77, 92, 143, 174). Значит ли это, что слова Псалма остаются такими же актуальными для современных христиан, которые любят Бога, однако переживают непонимание, коварство, угрозу для жизни от безбожного общества, в котором живут? Безусловно, да!
Автор псалма возвышает авторитет Писания на примере своей жизни (Пс. 118:17-24). «Свидетельства» [11] приносят в сердце псалмопевца утешение, дают ему мудрый совет. Одна из последних атак на «Заповеди» – это христианская психология, которая заверяет, что одной лишь Библии недостаточно для решения душевных проблем. Однако псалмопевец заверяет в обратном. На примере своей жизни автор утверждает, что ему ничто не помогало так, как Слово Божье.
Псалмопевец взывает: «Открой очи мои, и увижу чудеса Закона Твоего» (Пс. 118:18). Глагол (גַּל) более корректно выражает идею снятия чего-то, мешающего зрению. [12] Без Божественной помощи никто не может извлечь какую-либо пользу из изучения Слова Божьего (1 Кор. 2:14). Напрасно клевещут люди на Писание, потому что, если бы кто-либо обратился к Господу за помощью с верой и в смирении, безусловно, он мог бы ее получить, как это сделал псалмопевец. Он просит Господа удалить пелену человеческих предрассудков для того, чтобы быть всецело преданным Писанию. «Глаза» (עיני), судя по ближайшему контексту, это не физические органы, а образное описание умственных и духовных способностей воспринимать Бога. Здесь провозглашается внимательное изучение Писания под руководством Святого Духа. [13]«Чудеса», о которых просит псалмопевец, означают истины, которые не находятся на поверхности, но лежат на глубине. Возможно, это подобно тому, когда Христос объяснял ученикам значение притчей, а для других это оставалось загадкой (Матф. 13:13). Речь идет о понимании значения Слова Божьего, поскольку по своей природе люди не способны его воспринимать и понимать. Говоря «увижу» ואביטה)), автор исполнен уверенности, что его прошение обязательно исполнится.
В Пс. 118:24 мы можем наблюдать, как автор использует очень выразительную лексику, когда описывает действие Библии. Слово, переведенное как «утешение» (שַׁעֲשֻׁעָ֗י), еще используется со значением «удовольствие, наслаждение». В этом Псалме Библия стала объектом удовольствия, наслаждения автора, и он пять раз подчеркивает этот факт (118:24, 77, 92, 143, 174). [14] Еврейское слово, употребленное в стихе 24, достаточно редко встречается в ВЗ – всего девять раз. Пять из них – в сочетании с описанием того, как воздействует Писание на сердце автора этих строк. [15] Не менее значительное слово – слово «советники» (עֵצָה). Здесь речь идет о дружеском совете в трудных обстоятельствах жизни, в котором так нуждается автор. Это действительно чудо, что Бог дал нам такого советника, наставника, консультанта как записанное Откровение. А какой советник может оказаться мудрее Бога?
Слова автора радостны и бесхитростны, потому что он нашел все, что ему нужно. Сегодня люди находятся в постоянной погоне за счастьем. Его ищут в удовольствиях, деньгах, уважении, благополучии, однако все это не дает ожидаемого результата, а если и дает, то на короткое время и не более. Лишь Слово Божье – надежный источник подлинного счастья для человечества. Автор не лжет, не притворяется, но любит Бога и Его слово и радуется о нем, как тот, кто получил большую прибыль (118:162).
В свете современных веяний психологии, христианам не стоит доверяться различным необоснованным и недоказанным теориям. Не стоит спешить бросаться на что-то «новенькое». Что может превзойти или сравниться со Словом Того, Кто создал и содержит все словом силы Своей (Евр. 1:3)? Кто из людей может превзойти Бога? Будем же до конца доверять Ему.
Самым важным применением для каждого верного христианина и преданного служителя Христова, конечно же, будет призыв к тому, чтобы защищать фундаментальные истины христианства. Внимая словам Иуды, следует, прежде всего, подвязаться за библейскую веру (Иуд. 3). Поскольку психология – это атака на достаточность Библии в вопросе душепопечения, каждый должен со всей серьезностью отнестись к этому вопросу, потому что, допуская компромиссы, следует ожидать, что они повлекут за собой последующие отклонения от истины. Пусть каждый служитель сегодня подумает о перспективах церкви: если она примет подобную практику, чем будут заниматься служители? К чему Бог их призывает? К тому ли, чтобы томиться от угрызений совести за то, что не проповедуется вся воля Божья, достаточная для нынешнего поколения христиан.
Вторая важная истина, к которой Бог призывает современных служителей, – «проповедовать Слово» (2 Тим. 4:1-2). Не проповедуя глубоко и доступно истину Писания, проповедники обрекают свою паству блуждать в поисках ответов на собственные вопросы в мутных потоках мирских философий. Каждому пастору необходимо понять, что Бог поставил его возвещать вечную истину, чтобы Бог возвеличился в ясной библейской проповеди, а паства была сыта Словом Божьим и не блуждала в бессмысленных поисках чего-то еще.
Практикуя библейское душепопечительство, каждый христианин будет возрастать духовно, исполнять свое предназначение в Церкви, используя свой духовный дар, и тем прославлять Бога и служить братьям и сестрам. Для чего отдавать эту привилегию тем, кто отрицает или несерьезно относится к Богу и Его Слову. Братья не допустите этого ущерба в Церкви Христовой. Служите Господу, чтобы это принесло радость и удовлетворение и консультантам, и консультируемым. [16]
Максим ОЛЕЙНИК, декан пасторского факультета ИБС
[1]Джен Истгейт, Дьявольское наступление, психиатрия против религии (Москва: Гражданская комиссия по правам человека, 2004), 2. (www.cchr.org)
[2]Там же.
[3]Джон Карбоннов, «Библейское наставничество» классные заметки (Ирпенская Библейская Семинария, сентябрь 2005), 12.
[4]Джей Э. Адамс, Учебник по христианскому душепопечению (Харьков, 2002), 96-7.
[5] Барбара Аландские Курт Аленд, Мэтью Блэк и др., Греческий Новый Завет , 4 – е изд. (Федеративная Республика Германия: Объединенные Библейские Общества, 1993, c1979), 412.
[6] пересмотрено и греко-английский словарь Нового Завета и другая ранняя христианская литература , 3 – й изд., Под ред. Фредерик Уильям Данкер (Чикаго: Университет Chicago Press, 2001), 968.
[7] Томас Р. Шрайнер, римляне (Grand Rapids, Mich .: Baker Academic, 1998), 125.
[8]Джеймс Ф. Ститцингер, «Пасторское служение», в Возвращение к пасторскому служению, 38-63 (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2003), 61.
[9] Белка, 24; 31.
[10]Джон Мак-Артур, Наша достаточность во Христе (Славянское Евангельское Общество, 2000), 52. Белкли, 178.
[11]Автор использует восемь различных синонимов, описывающих Слово Божье, одним из которых является «свидетельства» עֵ֭דֹתֶיךָ)).
[12] Фрэнсис Браун, Сэмуел Роллс водителя и Чарльз Огастес Бриггс, Enhanced Brown-Driver-Briggs иврит и английский Lexicon , Стронга, TWOT и Г.К. Ссылки Copyright 2000 по Logos Research Systems, Inc., электронное изд. (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, 2000), 162.
[13] Чарльз Август Бриггс, МТП, Критический и экзегетическим комментарий к книге Псалмов (Edinburg, T & T Clark, 1925), 421.
[14] Фрэнсис Браун, Сэмуел Роллс водителя и Чарльз Огастес Бриггс, Enhanced Brown-Driver-Briggs иврит и английский Lexicon , Стронга, TWOT и Г.К. Ссылки Copyright 2000 по Logos Research Systems, Inc., электронное изд. (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, 2000), 1044.
[15] Джеймс Суонсон, словарь библейских языков с семантическими доменами: иврит (Ветхий Завет) , электронного изд. (Oak Harbor: Logos Research Systems, Inc., 1997), DBLH 9141, # 1.
[16]Там же, 353.