Релігійний портрет пострадянської Європи
Во многих странах религиозная и национальная идентичность очень тесно сопряжены. Намного больше, чем для протестантов, для православных и католиков очень важно идентифицировать себя с национальностью – русской, греческой или польской. Например, в Польше считают, что если ты поляк, то должен быть католиком. В России – если ты русский, то ты православный. В Греции, где церковь играла большую роль в борьбе за независимость Греции от Османской империи, 76% опрошенных считают, что нужно говорить по-гречески, чтобы принадлежать к православным. В Украине утверждение «украинец, значит православный» высказывают 51% опрошенных.
В обширном исследовании, опросив 25 тыс. человек в 18-ти странах, Исследовательский центр им. Пью (Pew Research Center) изучил, как изменилась национальная и религиозная идентичность Центральной и Восточной Европы.
Сегодня лишь 14% из опрошенных идентифицируют себя как атеисты, агностики или «не знаю». Для сравнения, считают себя православными 57% и католиками 18% населения.
Религиозный портрет Центральной и Восточной Европы
Количество людей (в процентах), причисляющих себя:
к православным, католикам, мусульманам, не определились, другие
Сегодня большинство взрослого населения Центральной и Восточной Европы говорят, что верят в Бога и соотносят себя с той или иной религией. К сожалению, евангельские верующие часто составляют абсолютное меньшинство и балансируют на грани статистической погрешности, что весьма затрудняет их исследование.
В то же время, хотя протестанты в Восточной части Европы относятся к религиозному меньшинству, они наиболее сильны в Эстонии – здесь 20% лютеране; в Венгрии – 13% пресвитериане. Исследование показывает, что религиозный рост в регионе, и в частности в Украине, был виден до 2006 года, после чего положение остается на одном уровне. После этого, опросы Исследовательского центра им. Пью показывают, что церковь посещали ежемесячно. Столько же опрошенных в 2007 году (12%), что и в 1993 году (11%).
На этом фоне наблюдается закономерность, что бывшие атеистические страны все больше становятся православными, а страны с католическим большинством становятся все более светскими. В странах, которые исторически унаследовали католицизм, к примеру, Польша, Венгрия, Литва и Чехия, – повышение религиозности с момента распада СССР не было зафиксировано. Большинство людей не соотнесли себя с религией (72%) в Чехии. Также, неверующих много в Эстонии (45%) и Латвии (21%).
Во всем мире религиозность оценивается по трем критериям: вера, обряд, община. Для этого обычно задаются вопросы: «верите ли вы?», «молитесь и участвуете в ритуалах?», «считаете ли себя частью общины или религиозной группы?» Исследования показывают, что часто люди положительно отвечают только на один из этих вопросов, а не на все три. Например, в Западной Европе христианство означает «верю, не участвуя».
Такое открытие сделала социолог Грейс Дэви в 1992 году, изучая Великобританию, где активная вера в Бога сосуществует с пустыми церквами и редким участием людей в богослужениях. В Китае же, напротив, большинство людей посещают храмы, совершают подношения и участвуют в церемониях, при этом заявляя, что не верят в высшие силы и не принадлежат ни к какой религиозной группе. В Украине «я верю в Бога» говорят 86%, а в Грузии 99% опрошенных.
Так и в Восточное Европе, люди верят в Бога и считают себя принадлежащими к церкви, но очень немногие православные (10%) и католики (25%) говорят, что посещают собрания «регулярно», «часто» молятся и считают религию «важной» для своей жизни. При этом католики в два раза чаще православных принимают причастие и во время поста постятся, делятся своими размышлениями о Боге с другими людьми, читают или слушают Писание вне религиозных служб. Исследователи отмечают, что такая активность христиан Центральной и Восточной Европы – это «намного меньше», чем у верующих в других частях мира (Америке, Азии, Африке).
В 18-ти изученных странах Центральной и Восточной Европы в среднем, 86% населения верят в существование Бога, 59% считают, что Небеса существуют, а в реальность ада верят 54% людей. Около половины населения верят в существование души. И чуть меньшей половины людей молятся ежедневно. Еженедельно посещают церковь всего 10% православных и 25% католиков. В Украине еженедельно ходит в церковь 12% опрошенных.
Православная идентичность более тесно связана с национальной идентичностью, чувством гордости и культурного превосходства, идеей сотрудничества церкви и государства, и оплота против Запада.
Удивительно, но независимо от посещаемости церкви, половина людей (41-58%) за то, чтобы государство финансировало национальные церкви, а также содействовало религиозным ценностям. Например, в России и Сербии за это выступает 50% верующих, хотя церковь посещают лишь 7% из них. В Украине так считают около 35% опрошенных.
Исследовательский центр им. Пью заключает, что хотя в православии нет единой структуры, как у католиков, крупнейшим средоточием православия является Россия, а наиболее уважаемый («первый среди равных») считается Патриарх Варфоломей I Константинопольский. Почти 3 из 4 россиян считают, что долг России защищать православных по всему миру, бороться с терроризмом и либеральными «Западными» ценностями. И около половины людей в православно-ориентированных странах (в Украине – 38%) согласны с ними.
Самым крепким орешком атеизма остается Чехия, которая выделяется, как единственная исследуемая страна, где большинство взрослых не религиозны. Отвечая на вопрос о своей религии 72% чешских респондентов идентифицируют себя как «атеист», «агностик» или «ничего особенного». И примерно две трети (66%) говорят, что они не верят в Бога.
Ключом этого ученые считают действия церкви в прошлом. Преследование и сожжение Яна Гуса в 1415 году и жестокие преследования «гуситов» в XV и XVII веке. Тогда, в результате деятельности предвестников Реформации, большинство населения стали идентифицировать себя как «не католики». Но, после поражения в Тридцатилетней войне (1618 до 1648 г.) население было насильно, повторно, окрещено и регион стал «католическим». А антиклерикальные настроения вольных городов стали ассоциироваться с национальной борьбой с оккупантами.
Несмотря на извечную смену ценностей между поколениями, в странах Восточной Европы культурная преемственность остается на высоком уровне. Преемственность традиций доминирует в Армении, где 82% процентов молодежи принимают их как эстафету. В Украине традиционными взглядами на культурные устои, роли женщин и мужчин в обществе дорожит около 41% молодежи (до 35 лет).
Опрос также исследовал мнение по религиозному и этническому разнообразию. Было предложено выбрать, что лучше для вас общество одной национальности, культуры и религии или смешанное. В разных странах ответы очень отличались. Но, было замечено, что в регионах, переживших религиозные и этнические войны, люди более склонны к межкультурному и межрелигиозному сосуществованию, поддерживают плюрализм и свободы. В Украине это поддерживают 50% опрошенных. За моно-религиозность и моно-культуру высказались 35% украинцев. В целом, разнообразие активнее поддерживают представители малочисленных тех или иных религиозных и национальных групп. В целом, в Украине объединение православия и католицизма поддерживают 74% католиков и 35% православных. А вот, принимать, в качестве соседей, мусульман более открыты именно православные.
Мусульмане Восточной Европы реже, чем в других частях мира, говорили исследователям, что религия важно в их жизни. Они, в основном, практикуют основные принципы своей веры, пост во время Рамадана или дают закят (пожертвования из накоплений для нуждающихся). Гораздо меньше из них видят Шариат как весомый фактор жизни или закон государства, в котором они живут.
Опрос проводился в период с июня 2015 года по июль 2016 года. Из него видно, что для проповеди Евангелия, как единственного руководства во всех делах жизни и веры, еще очень большое поле для работы.
Материал подготовил Дмитрий Фимушкин